Бизнес глазами юриста. Кейс-стори о рисках и ошибках. // Глава 1. О важности спасительных бумажек

11.09.2016

Знаете, есть такое выражение «В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент». Это верно как и для новых идей, которые открываются вам в бизнесе, так и для способа ведения вами своего бизнеса. Если вы когда-то оставили неприкрытыми свои «тылы», ваш конкурент не упустит шанс воспользоваться этим, чтобы нанести удар.

В своей практике я нахожу подтверждение этому каждый день. Одна или несколько ошибок могут поставить небольшую компанию на грань банкротства.

Несколько лет назад мне довелось защищать в суде небольшую московскую строительную компанию. Положение ее было плачевным – заказчик работ (известная и влиятельная компания в регионе) подал иск о возврате неосвоенного аванса на несколько десятков миллионов рублей. Требования были абсолютно необоснованными, т.к. стоимость выполненных по факту работ и оставленных на объекте стройматериалов подрядчика покрывалась перечисленным заказчиком авансом. Партнеры расстались не очень красиво – по ряду причин подрядчик покинул объект, не доделав работы, поэтому заказчик жаждал мести.

Его расчет был сделан на то, что бывшему подрядчику не удастся доказать факт выполнения им проавансированных работ, после того как аналогичные недоделанные работы продолжали выполняться уже другими подрядчиками. Кроме того, доказывание факта покупки подрядчиком стройматериалов именно для этого объекта, их поставка на объект и также их использование заказчиком для завершения работ оставалось под большим вопросом.

Нужно ли говорить, что документов, которые могли бы быть использованы в качестве доказательств, практически не было? Руководство строительной компании (наши доверители) не слишком заботилось о формализации отношений, полагаясь на устные договоренности, скрепляемые рукопожатием. Однако впоследствии такое доверие сыграло с ним злую шутку. Проигрыш судебного спора означал банкротство компании.

Вступать в процесс пришлось при весьма незавидных обстоятельствах: в отсутствие необходимых, жизненно важных документов, при наличии уже вынесенного в пользу заказчика решения (но не вступившего в силу) и его оспаривании в арбитражном суде региона, в котором заказчик имел большое авторитетное влияние.

Задача усложнялась тем, что приобщение каких-либо доказательств в защиту подрядчика в суде второй инстанции возможно было только при условии невозможности их представления в суд первой инстанции. Но как раз в суде первой инстанции подрядчик не принимал участия в процессе, поскольку вообще не знал о поданном против него иске.

Слишком много обстоятельств играло против нашего доверителя. Но силы для борьбы нам придавала абсолютная уверенность в своей правоте... Дело слушалось в суде полтора года, состоялось около двух десятков судебных заседаний, невероятными усилиями была назначена и проведена судебная экспертиза, на результаты которой мы смогли опереться в своей позиции. В дело были представлены сотни документов и множество расчетов по строительным материалам и работам. Каждое судебное заседание было настоящей  борьбой для нас и руководства компании-подрядчика.

История ведения этого наисложнейшего дела – отдельная повесть, достойная изложения как наглядное пособие для практикующих юристов. Но самая главная ценность в таких примерах, на мой взгляд, состоит не в том, как выиграть судебное дело «вопреки», а в том, чтобы показать, как можно было бы сделать это с минимальными усилиями «благодаря». Благодаря именно тому, как грамотно вы вели свои дела и оформляли взаимоотношения со своим партнером.

Убеждена, что большинство возникающих проблем могут быть спрогнозированы и предупреждены опытным юристом. Но прислушаться к советам своего юриста – непростая задача для большинства бизнесменов, основной принцип  работы которых – решать проблемы по мере их поступления.

Дональд Трамп, не нуждающийся в представлении, говорил: «Любые «хорошие времена» — всегда результат вашего упорного труда и постоянной самоотдачи в прошлом. То, что вы делаете сегодня, — залог завтрашних результатов».

Работайте над своими ошибками сегодня во имя процветания вашего дела. Делайте все, чтобы быть готовым к обороне на случай «войны». Не жалейте время на подготовку документов – возможно эти «бумажки» в будущем позволят вам сохранить свой бизнес. 

Итак, правило № 1 - одно из самых важных: абсолютно всю деятельность своей компании фиксируйте в документах.

 

Возникли вопросы?

Готовы проконсультировать Вас

+7 (495) 230-23-27 Все контакты
или Напишите нам
Назад